Про я-концепцию (Рэйчел, пост 1101)

У меня сегодня экзистенциальное, про я-концепцию. А конкретно — про вот это вот «я хороший» или «я плохой».

Как вы, наверное, помните, у меня с детства проявляется биполярное аффективное расстройство, про которое стало известно только уже в тридцать лет с гаком.

Оно очень мешает выработать какую-то адекватную я-концепцию, потому что ситуация тут такая.

Иногда ты супермэн с кучей энергии, идей и планов. Никого не стесняешься и не боишься. Легко учишься и меньше нуждаешься в сне.

Окружающие рукоплещут, завидуют, а иногда подозревают тебя в употреблении наркотиков.

Но стоит только к этому привыкнуть и на это опереться — наступает совсем другой период. Когда ты еле ползаешь, обо все ранишься, мечтаешь или планируешь умереть. Когда и новые, и старые знания легко высыпаются из головы в самый ответственный момент. Много плачешь и хочешь спать.

Окружающие пытаются тебя расшевелить или хотя бы достаточно эффективно надавить и устыдить, а иногда подозревают тебя в употреблении наркотиков.

Опять же, стоит к этому привыкнуть и на это опереться…

В общем, вы поняли.

Теперь — как это связано с я-концепцией.

Грубо говоря, представления человека о себе складываются из того, что он сам за собой наблюдает (что он может, что не может и так далее), и из того, какой отклик он получает от окружающих.

У меня так получалось, что иногда я могла примерно все, а иногда примерно все не могла. И окружающие тоже, особенно в детстве, реагировали на это как «люда испортилась» — «люда исправилась».

И самая-то засада в том, что все эти «испорчивания» и «исправления» не особо зависели от моих действий, так как их причиной было биохимическое расстройство.

Личную терапию я начала проходить за 10 лет до того, как у меня диагностировали биполярку.

И за это время мои терапевты тоже проели мне изрядную плешь на месте «я-концепции».

Им зачем-то обязательно было важно, чтобы я непременно думала о себе как о «хорошем» человеке.

А мне, как я сейчас понимаю, сама эта парадигма с противопоставлением «хорошести» и «плохости» была чужда, узка и тесна во всех местах.

Тем более что я часто видела «хороших» людей, делающих страшные вещи, и «плохих» людей, пишущих гениальную музыку, к примеру.
И сегодня я задумалась вот о чем.

Окей, а что если подумать о последствиях, к которым приводит оценка себя как «хорошего» или «плохого» человека?

Если я — «хороший», значит ли это, что я веду себя этично и правильно?

Если я — «плохой», означает ли это обратное?

И вообще, как этика и этичность поступков персонажа сочетается с предпочитаемым цветом пальто? (.-;

(Кстати, этика и этичность поступков — тоже разные вещи. Причем, это даже трудно назвать багой, так как даже очень этичные и рефлексирующие свое поведение люди иногда просто ошибаются.)

Пока я остановилась для себя на том, что «хорошесть» или «плохость» для меня не имеют особого значения, а попытки как-то приколупать к себе эту систему счисления скорее способны привести к когнитивным искажениям.

А потом я, как водится, покопалась в источниках и обнаружила, что «здоровая я-концепция» не обязательно подразумевает ощущение себя «хорошим» или «плохим». Важно, чтобы она была адекватной. И не в смысле «адекватной мнению Васи Пупкина, который знает, как всем надо жить» и даже не «адекватной каким-либо представлениям, по той или иной причине считающимся общепризнанными», а адекватными скорее в смысле пригодности для жизни.

Если посмотреть с этой стороны, концепция «я-хороший» совсем не обязательно адаптивнее концепции «я-плохой». Возможно, они одинаково никуда не годятся для взрослого человека, хотя и играют большую роль в детстве и юности.

#НоваяЖизньЛюдыОрел #CallMeRachel #продолжение
#БАР #биполярноерасстройство
#этика #философия #психотерапия

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *